Как театр начинается с вешалки, так и любой ремонт жилья начинается с составления сметы. При этом не важно будете ли вы ремонтировать всю квартиру или затеяли ремонт одного санузла или кухни. Что нужно знать для правильного составления сметы, какие пункты необходимо в ней прописать и как остаться в рамках бюджета, расскажет мастер сантехник.
Что такое смета
Смета - это перечень всех работ, необходимых для того чтобы достичь поставленной цели, параметры этих работ в принятых единицах измерения и стоимость этих работ, а также количество и стоимость материалов и сопутствующих услуг по их доставке.
Не важно будете ли вы делать ремонт собственноручно или наймёте профессиональных строителей. В последнем случае строители сами составят смету, но вы должны уметь её проверить и оценить как грамотность её составления, так и добросовестность при указании расценок на работы! В противном случае вы не должны утверждать смету и настаивайте на уточнениях и изменениях. А для этого вы должны сами уметь составлять сметы на ремонт квартиры.
Смета необходима для того, чтобы определить бюджет будущего ремонта и соизмерить его со своими возможностями. Иначе, начав ремонт, его можно никогда не закончить ввиду того, что закончились деньги или были упущены из виду обязательные работы.
Перечень работ
Без сметы можно обойтись, пожалуй, только при проведении минимального косметического ремонта. Поэтому в первую очередь необходимо четко определиться, что вам нужно – капитальный ремонт или косметический, реконструкция всей квартиры или частичная переработка интерьера. И в соответствии с этим составить перечень требующихся работ.
Подобный перечень позволит точно оценить масштабы ремонта и понять, сколько потребуется времени на его проведение, а также определиться, что можно сделать самостоятельно, а для каких действий лучше привлечь специалистов. Недооценка объемов работ на начальном этапе может привести к тому, что ремонт затянется на неопределенный срок.
Распределение работ
Даже если вы планируете делать ремонт самостоятельно, есть работы, которые стоит поручить профессионалам – сантехникам, электрикам и так далее. Во-первых, ради безопасности, во-вторых, потому что у профессионалов есть специализированное оборудование. Зачем, скажем, покупать совсем не дешевый перфоратор, если после ремонта вы им пользоваться не будете?
Замеры помещения и расчет расхода материала
После того, как определен необходимый фронт и объем работ, нужно провести тщательные замеры помещений, где будет вестись ремонт. Измеряются высота потолков, длина и ширина комнат, окон и дверей, и в соответствии с полученными цифрами рассчитывается площадь стен, пола и потолка (они различаются), оконных и дверных проемов.
На основании проделанных вычислений нужно будет высчитать количество и объем требуемых отделочных материалов, проводки, водопроводных коммуникаций и так далее.
Пара хитростей:
- Если в квартире не проводились серьезные переделки, размеры можно посмотреть в плане МБТИ или в стандартном проекте, если дом серийный;
- В интернете можно найти специальные программы-калькуляторы, которые позволят быстрее и проще сделать расходные расчеты.
Нормы расхода строительных материалов обычно пишутся на упаковке (например, на упаковке обойного клея – “8-10 рулонов” или “до 35 м2”), а также часто указываются в описании товара в интернет-магазине. Кроме того, в сети можно найти таблицы с расчетами расхода основных стройматериалов (обои, плитка и т.д.). Не забудьте, что если нужна подгонка по рисунку или имеются какие-то неровности поверхности, потребуется большее количество, скажем, тех же обоев.
Важный пункт – берите материалы с небольшим запасом, примерно на 10-15%. В случае брака или порчи будет чем заменить “некондицию”. И даже если лишнего не понадобится, у вас останется резерв для мелкого ремонта.
Пример расчета обоев для кухни:
- Вычесть из общей площади стен площадь окон, дверей и кухонного фартука с плиткой;
- Полученную площадь разделить на площадь рулона обоев;
- Округлить результат до целого;
- Прибавить 1 рулон для запаса.
Замеры и расчеты займут время, но не пропускайте этот этап. В противном случае есть риск купить слишком много или слишком мало материалов, а то и приобрести гарнитур, который не помещается в кухню.
Дизайн-проект
Еще один важный для составления сметы момент – дизайн-проект. Можно взять готовый или заказать индивидуальный у дизайнера; в любом случае, ориентируясь на него, вы будете понимать, какие именно материалы, а также мебель, техника, светильники и предметы декора вам понадобятся.
Инвентаризация
Прежде чем начать гуглить прайс-листы и ездить по строительным магазинам, изучите собственные запасы, чтобы понять, какие материалы и инструменты у вас уже есть, и что нужно докупить. Не помешает опросить друзей и родных – вдруг у кого-то осталась лишняя краска после ремонта, а также нужный инструментарий, которым они сейчас не пользуются и могут одолжить. Это позволит сэкономить средства.
Изучение рынка
Изучите цены на черновые и отделочные материалы, а также стоимость работ, для которых вы будете привлекать профессионалов. Ориентируйтесь на среднюю и даже максимальную цену – именно ее вы будете вписывать в смету. Если бригада рабочих возьмет меньшую сумму, а обои будут стоить дешевле – тем лучше. Зато выделенных по смете денег точно хватит на ремонт.
Сама смета
На основании перечня работ, списка требуемых материалов и цен можно составлять смету. Это удобно делать в программах, работающих с таблицами, такими как Excel.
В смете должны быть прописаны следующие пункты:
- Материалы (черновые и чистовые),
- Расходники – гвозди, сверла, крепежи, инструменты и т.д,
- Выполняемые работы – демонтажные, черновые, чистовые, смежные (к последним относятся, например, установка кондиционера или прокладка кабеля для ТВ/интернета),
- Затраты на доставку груза,
- Затраты на вывоз мусора.
Для каждого пункта нужно указать количество (если есть) и стоимость. Если материалы уже есть в наличии – ставим прочерк в разделе цены. То же самое – если работа будет выполняться самостоятельно.
В таблице лучше писать не просто общее наименование – например, “шпатлевка” или “плитка”, но и указывать марку/название/цвет. Это позволит точнее ориентироваться при покупке и указывать более конкретную цену.
В смету вписывается все необходимое – от труб и проводки до потолочных плинтусов и люстр. Это нужно, чтобы четко понимать размеры затрат. Не забывайте также, что, к примеру, пункт “укладка плитки” может потребовать не только плитки и клея, но также и выравнивания стен.
Когда все пункты заполнены, можно подбить общую ориентировочную цену и посмотреть, укладывается ли она в бюджет, и не стоит ли где-то пересмотреть пожелания.
Еще несколько хитростей:
- Как уже говорилось выше, делайте запас – на 10-15% (на случай брака или последующего мелкого ремонта). Но помните, что некоторые материалы нельзя брать впрок – из-за ограниченного срока годности;
- Не покупайтесь на подозрительно дешевые предложения подрядчиков – чаще всего это значит, что работы будут выполнены непрофессионально, или же затем обнаружатся какие-то дополнительные расходы;
- Постарайтесь не начинать ремонт, не имея в запасе всей необходимой суммы, указанной в смете. А еще лучше – умножьте ее на 1,5 и ориентируйтесь на эту цифру. Потому что всегда бывают форс-мажорные обстоятельства, такие как подорожание материалов или неучтенные расходы. Денежный резерв убережет от простоев бригады и затягивания ремонта на неопределенный срок.
Итог
Сделать смету, не имея опыта, достаточно сложно. Поэтому часто ее составление поручают специалистам – обычно тому же подрядчику, который затем будет заниматься ремонтом. Но провести предварительные расчеты по ценам не помешает в любом случае – чтобы ориентироваться по бюджету и не переплачивать за то, что вам не нужно.
Если же вы решили сделать и ремонт, и смету своими руками, то надо будет осваивать строительную бухгалтерию. Упростить работу при составлении сметы смогут специальные программы, которые можно найти в интернете (в том числе и бесплатные), а также онлайн-калькуляторы, предлагаемые на сайтах некоторых строительных компаний.
В продолжение темы посмотрите также наш обзор Идеи дизайна санузла