На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мастер

22 подписчика

Отличия чугунных и стальных задвижек

Выбираете задвижку? А вы уверены в том, что разобрались со всеми тонкостями в работе своего трубопровода, сопоставили все эксплуатационные характеристики и посчитали экономику? Если так – отлично. А если нет, обязательно прочитайте этот обзор. В нем мастер сантехник расскажет, чем отличается чугунная задвижка от стальной.

Как работает задвижка

Отличия чугунных и стальных задвижек

Задвижка - трубопроводный элемент, который используют для регулировки движения транспортируемых продуктов.

Она позволяет открывать и закрывать трубный просвет, останавливать и подавать пар, газ, воду, нефтепродукты и прочие вещества.

Отличия чугунных и стальных задвижек

Механизм действия - возвратно-поступательный. Это означает, что запирающая деталь  перемещается перпендикулярно оси рабочего потока.

Отличия чугунных и стальных задвижек

Приборы устанавливают на технологических и магистральных трубопроводах различных диаметров. Эксплуатируют изделия во всех отраслях промышленности, включая жилищно-коммунальную сферу.

Отличия чугунных и стальных задвижек

Повсеместно использование арматуры на производственных объектах объясняется:

  • Простой конструкцией;
  • Небольшой строительной длиной;
  • Возможностью подключения приводов для автоматического управления;
  • Малым гидравлическим сопротивлением.

Производители изготавливают задвижки из чугуна и стали. В структуру таких изделий входят одни и те же составляющие, то есть конструкционно они не различаются между собой. Однако материал определяет прочностные и механические свойства, метод изготовления, возможности эксплуатации.

Отличия чугунных и стальных задвижек

Для определения нужной модификации необходимо посмотреть на маркировку. Рассмотрим на примере задвижки 30ч39р, где 30 - обозначение арматуры, ч - чугунный (с - стальной корпус, нж - нержавеющий), 39 - модель, р - материал уплотнительных поверхностей.

Технические характеристики чугунных задвижек

Отличия чугунных и стальных задвижек

В зависимости от строения уплотнительных колец и их расположения различают несколько видов запорной арматуры из чугуна: клиновые, шиберные, параллельные, шланговые.

Отличия чугунных и стальных задвижек

В большинстве своем изделия являются полнопроходными. Это означает, что условный проход максимально приближен к сечению присоединяемого трубопровода или патрубка. Суженные применяют реже. Они позволяют снизить износ уплотнительных поверхностей и уменьшить крутящий момент.

Допустимые параметры:

  • Рабочее давление: до 16 кгс/см²;
  • Температура транспортируемых потоков: не более +200⁰C.

Задвижки производят методом литья, который обеспечивает им более высокие прочностные и эксплуатационные характеристики, чем у аналогов, изготовленных штампованным или сварным способом.

Отличия чугунных и стальных задвижек

В производственном процессе применяют высокопрочный или ковкий чугун. Материал обладает износостойкостью, способностью противостоять динамическим и вибрационным нагрузкам, воздействиям низких температур.

Отличия чугунных и стальных задвижек

Чугунные устройства характеризуются хрупкостью. Поэтому их не эксплуатируют в трубопроводных системах с повышенной мощностью. Соединение с трубой осуществляют при помощи фланцев.

Технические характеристики стальных задвижек

Отличия чугунных и стальных задвижек

Устройства также представлены в четырех исполнениях: клиновые, шиберные, шланговые, параллельные. Они различаются конструкцией запорного органа.

Отличия чугунных и стальных задвижек

Корпус изделий изготавливают из стали разных марок. Они обладают большей прочностью, легче поддаются механической обработке. В зависимости от типа используемого материала характеризуются морозоустойчивостью, жаропрочностью и жаростойкостью.

Стальную запорную арматуру применяют при:

  • Давлении: до 250 кгс/см²;
  • Температуре рабочих потоков: от -40 до +565⁰C.

Трубопроводные элементы выдерживают более 2000 циклов открытия-закрытия. Изготавливают методом штамповки с применением сварки. В некоторых случаях производят с помощью литья.

Отличия чугунных и стальных задвижек

Задвижки устойчивы к воздействию агрессивных и высокоагрессивных сред. Соединение с трубопроводом: фланцевое, муфтовое, под приварку.

Отличия чугунных и стальных задвижек

Приборами с маленьким диаметром управляют вручную, с большим - оснащают пневмо- или электроприводом. Приводы также устанавливают для автоматизации управленческого процесса на объектах, расположенных в труднодоступных местах.

Разница в применении

Отличия чугунных и стальных задвижек

Задвижки из чугуна более коррозиеустойчивы, чем аналоги из стали. Поэтому их используют в системах:

Хрупкость этих деталей запрещает монтировать их в конструкциях с большими нагрузками и повышенными температурными значениями транспортируемых сред. Для работы в таких условиях применяют приборы из стали.

Стальную запорную арматуру устанавливают на объекты, транспортирующие нефтепродукты, токсичные вещества, минеральные удобрения, сжиженные газы, огне- и взрывоопасные продукты. Их эксплуатируют в нефтяной, химической, нефтеперерабатывающей, энергетической, металлургической и других отраслях промышленности.

Отличия чугунных и стальных задвижек

Установочное положение устройств на трубопроводе - любое, и оно не зависит от материала корпуса. Основная разница между изделиями состоит в эксплуатационных возможностях.

Как отличить стальную задвижку от чугунной

Отличия чугунных и стальных задвижек

Запорная арматура из стали имеет гладкую ровную поверхность без задир, трещин, плен, вмятин, других повреждений. Возможно наличие следов сварки, которые образуются при соединении частей корпуса. Тип присоединения устройств к трубам: приварное, фланцевое, муфтовое.

Приборы из чугуна изготавливают методом литья, который обеспечивает шероховатость стенок детали. Изделия нельзя разрезать с помощью автогена, они не поддаются свариванию. Их подключают к трубопроводным конструкциям с помощью фланцев, между которыми вставляют прокладку, снижающую трение элементов, повышающую прочность прижатия. Характеризуются агрегаты малым гидравлическим сопротивлением, их часто эксплуатируют при транспортировке вязких веществ.

В продолжение темы посмотрите также наш обзор Учимся различать вентили и задвижки

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх