Выбираете задвижку? А вы уверены в том, что разобрались со всеми тонкостями в работе своего трубопровода, сопоставили все эксплуатационные характеристики и посчитали экономику? Если так – отлично. А если нет, обязательно прочитайте этот обзор. В нем мастер сантехник расскажет, чем отличается чугунная задвижка от стальной.
Как работает задвижка
Задвижка - трубопроводный элемент, который используют для регулировки движения транспортируемых продуктов. Она позволяет открывать и закрывать трубный просвет, останавливать и подавать пар, газ, воду, нефтепродукты и прочие вещества.
Механизм действия - возвратно-поступательный. Это означает, что запирающая деталь перемещается перпендикулярно оси рабочего потока.
Приборы устанавливают на технологических и магистральных трубопроводах различных диаметров. Эксплуатируют изделия во всех отраслях промышленности, включая жилищно-коммунальную сферу.
Повсеместно использование арматуры на производственных объектах объясняется:
- Простой конструкцией;
- Небольшой строительной длиной;
- Возможностью подключения приводов для автоматического управления;
- Малым гидравлическим сопротивлением.
Производители изготавливают задвижки из чугуна и стали. В структуру таких изделий входят одни и те же составляющие, то есть конструкционно они не различаются между собой. Однако материал определяет прочностные и механические свойства, метод изготовления, возможности эксплуатации.
Для определения нужной модификации необходимо посмотреть на маркировку. Рассмотрим на примере задвижки 30ч39р, где 30 - обозначение арматуры, ч - чугунный (с - стальной корпус, нж - нержавеющий), 39 - модель, р - материал уплотнительных поверхностей.
Технические характеристики чугунных задвижек
В зависимости от строения уплотнительных колец и их расположения различают несколько видов запорной арматуры из чугуна: клиновые, шиберные, параллельные, шланговые.
В большинстве своем изделия являются полнопроходными. Это означает, что условный проход максимально приближен к сечению присоединяемого трубопровода или патрубка. Суженные применяют реже. Они позволяют снизить износ уплотнительных поверхностей и уменьшить крутящий момент.
Допустимые параметры:
- Рабочее давление: до 16 кгс/см²;
- Температура транспортируемых потоков: не более +200⁰C.
Задвижки производят методом литья, который обеспечивает им более высокие прочностные и эксплуатационные характеристики, чем у аналогов, изготовленных штампованным или сварным способом.
В производственном процессе применяют высокопрочный или ковкий чугун. Материал обладает износостойкостью, способностью противостоять динамическим и вибрационным нагрузкам, воздействиям низких температур.
Чугунные устройства характеризуются хрупкостью. Поэтому их не эксплуатируют в трубопроводных системах с повышенной мощностью. Соединение с трубой осуществляют при помощи фланцев.
Технические характеристики стальных задвижек
Устройства также представлены в четырех исполнениях: клиновые, шиберные, шланговые, параллельные. Они различаются конструкцией запорного органа.
Корпус изделий изготавливают из стали разных марок. Они обладают большей прочностью, легче поддаются механической обработке. В зависимости от типа используемого материала характеризуются морозоустойчивостью, жаропрочностью и жаростойкостью.
Стальную запорную арматуру применяют при:
- Давлении: до 250 кгс/см²;
- Температуре рабочих потоков: от -40 до +565⁰C.
Трубопроводные элементы выдерживают более 2000 циклов открытия-закрытия. Изготавливают методом штамповки с применением сварки. В некоторых случаях производят с помощью литья.
Задвижки устойчивы к воздействию агрессивных и высокоагрессивных сред. Соединение с трубопроводом: фланцевое, муфтовое, под приварку.
Приборами с маленьким диаметром управляют вручную, с большим - оснащают пневмо- или электроприводом. Приводы также устанавливают для автоматизации управленческого процесса на объектах, расположенных в труднодоступных местах.
Разница в применении
Задвижки из чугуна более коррозиеустойчивы, чем аналоги из стали. Поэтому их используют в системах:
Хрупкость этих деталей запрещает монтировать их в конструкциях с большими нагрузками и повышенными температурными значениями транспортируемых сред. Для работы в таких условиях применяют приборы из стали.
Стальную запорную арматуру устанавливают на объекты, транспортирующие нефтепродукты, токсичные вещества, минеральные удобрения, сжиженные газы, огне- и взрывоопасные продукты. Их эксплуатируют в нефтяной, химической, нефтеперерабатывающей, энергетической, металлургической и других отраслях промышленности.
Установочное положение устройств на трубопроводе - любое, и оно не зависит от материала корпуса. Основная разница между изделиями состоит в эксплуатационных возможностях.
Как отличить стальную задвижку от чугунной
Запорная арматура из стали имеет гладкую ровную поверхность без задир, трещин, плен, вмятин, других повреждений. Возможно наличие следов сварки, которые образуются при соединении частей корпуса. Тип присоединения устройств к трубам: приварное, фланцевое, муфтовое.
Приборы из чугуна изготавливают методом литья, который обеспечивает шероховатость стенок детали. Изделия нельзя разрезать с помощью автогена, они не поддаются свариванию. Их подключают к трубопроводным конструкциям с помощью фланцев, между которыми вставляют прокладку, снижающую трение элементов, повышающую прочность прижатия. Характеризуются агрегаты малым гидравлическим сопротивлением, их часто эксплуатируют при транспортировке вязких веществ.
В продолжение темы посмотрите также наш обзор Учимся различать вентили и задвижки